О предоставлении доверенности и правилах её оформления
В соответствии со ст. 312 Гражданского кодекса РФ Поставщик вправе при поставке потребовать доказательств того, что исполнение принимается самим покупателем или управомоченным им лицом и несет риск последствий непредъявления такого требования.
Согласно п. 1 ст. 187 Гражданского кодекса РФ лицо, которому выдана доверенность, самостоятельно совершает действия, на которые оно уполномочено. Передоверить права можно в двух случаях: в силу указаний, приведенных в доверенности, или сложившихся обстоятельств для охраны интересов поручителя.
В силу ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными учетными документами, в соответствии с которыми ведется бухгалтерский учет. К оправдательным документам относиться доверенность на представителя организации.
Согласно Инструкции Минфина СССР от 14.01.1967 № 17 «О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности» при централизованной доставке отпуск товаров и материалов поставщиками получатель товаров вместо доверенности обязан сообщить(предоставить оригинал) поставщикам образец печати, которую материально ответственное лицо(приказ на материальное лицо), получившее завезенный товар, ставит на сопроводительных документах (накладной и т. п.), остающихся у поставщика, кроме того это лицо должно поставить свою подпись о получении ценностей.
Любая доверенность, выдаваемая от имени организации, составляется в письменном виде в произвольной форме с соблюдением требований ст. 185–187 Гражданского кодекс РФ. Подпись в доверенности должна быть подлинной. Закон запрещает использовать факсимиле. Так считают и налоговики, и судьи.
Обязательными требованиями к составляемой организацией доверенности являются:
- письменная форма (п. 1 ст. 185 ГК РФ);
- наличие даты выдачи (п. 1 ст. 186 ГК РФ);
- наличие подписи руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами организации, а в случае выдачи доверенности организацией, основанной на государственной или муниципальной собственности, –также подписи главного (старшего) бухгалтера (п. 5 ст. 185 ГК РФ);
- наличие печати организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ).
Если указать в доверенности лишь перечисленные в ГК РФ реквизиты, то она не будет являться полноценным документом.
Необходимые реквизиты доверенности:
- наименование и эмблема организации (на практике обычно указываются на бланке);
- наименование документа – «Доверенность»; дату принято писать прописью (не только месяц, но и день, год);
- место выдачи доверенности – населенный пункт; текст доверенности, включающий в себя: полное (дополнительно можно указать и сокращенное) наименование организации-доверителя, а также адрес ее места нахождения, дата и -место государственной регистрации, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика; должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего доверенность;
- объем полномочий: перечень сделок, для совершения которых выдается доверенность, указание на третье лицо, перед которым доверенное лицо будет представлять интересы доверителя, указание на то, какие документы имеет право -подписывать доверенное лицо и какие еще действия может выполнять;
- срок действия доверенности; сведения о выдаче доверенности с правом передоверия (если такое право предоставляется);
- образец подписи доверенного лица.
Если организация через перевозчиков централизованно доставляет товарно-материальные ценности покупателям, то накладная, подписанная лицом от покупателя и заверенная печатью, должна считаться оформленной в соответствии с законодательством РФ и приниматься к бухгалтерскому и налоговому учету без ограничений. Это справедливо только при наличии у продавца письма от покупателя с образцом печати (если такого письма нет, то целесообразно получить его у покупателя или запрашивать доверенность).
При отсутствии печати сторона, принимающая доверенность, вправе запросить документы, подтверждающие указанную должность и полномочия лица, подписавшего документ. Исключающий сомнения в подлинности подписи и компетенции руководителя, завизировавшего бумагу.